Задачи и пути решения - Лига оборонных предприятий Владимирской области

Задачи и пути решения

Диверсификация ОПК: получится у того, кто изменится

На форуме «Армия – 2020», который проходил с 23 по 29 августа, о диверсификации ОПК говорилось не меньше, чем о военно-техническом сотрудничестве или создании новых видов вооружений и военной техники. Ничего удивительного: пик государственного оборонного заказа пройден, и уже в ближайшем будущем спрос на продукцию оборонных предприятий должен обеспечиваться совсем другими источниками.

Об этом в рамках форума шла речь на многочисленных круглых столах, посвящённых возможностям использования продукции предприятий ОПК в интересах гражданских секторов промышленности. Тон обсуждению задало пленарное заседание «ОПК и нацпроекты: стратегические приоритеты и главные задачи», прошедшее 24 августа под председательством вице-премьера Юрия Борисова.

По мнению Борисова, задача диверсификации производства – серьёзный вызов для оборонных предприятий. На пути к её решению предстоит серьёзная работа, причём как со стороны государства, так и со стороны самих оборонщиков.

Государство: создаём условия

Надо сказать, государство в последние годы немало сделало для развития ОПК и ликвидации последствий «кастрюльной» конверсии 1990-х. Оборонные предприятия прошли через модернизацию, возникли крупные интегрированные структуры, Промсвязьбанк стал опорным банком ОПК. В начале 2020 года была начата работа по реструктуризации кредитов предприятий ОПК. Уже сегодня, как сообщил Юрий Борисов, на выплате процентов по кредитам отрасль экономит до 55 млрд рублей в год.

Внесены изменения в законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, регулирующие систему государственных закупок. Теперь в закупках госструктур и в инвестиционных программах естественных монополий есть квоты для отечественных производителей – разумеется, в случае, если их продукция конкурентоспособна по качеству и цене. Нововведение особенно важно в контексте национальных проектов.«Так получилось, что реальная промышленность в национальных проектах практически не участвовала. Предприятия Минпромторга, Роскосмоса, Росатома – оказались вне нацпроектов, – рассказал Юрий Борисов. – Колоссальные деньги утекали между пальцев, пришлось проводить большую работу, чтобы соединить эти потребности и возможности оборонки».Как это, к сожалению, нередко происходит в нашей стране, ситуация изменилась после личного вмешательства президента, поручившего Борисову «отвечать за то, чтобы это всё досталось российской промышленности».

Как рассказал замминистра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев, Минпромторг сейчас занят разработкой подзаконных актов, касающихся предоставления квот отечественным производителям. Размер квоты будет устанавливаться с учётом компетенции наших предприятий. Например, для радиоэлектронного комплекса объём закупок у отечественного производителя должен будет составлять не менее 45 процентов. А по нацпроектам «при хорошем развитии обстоятельств» оборонщикам может достаться заказов на полтора триллиона рублей. По словам Рязанцева, задача эта «амбициозная, но вполне реализуемая».

Кстати, на госзакупки Минпромторг совместно с Минфином отныне будут смотреть куда пристальнее, чем раньше. Скажем, нередко закупка оборудования осуществляется в рамках сервисных контрактов, которые проходят по разделу «услуги». «Раньше мы не до конца понимали, что мы закупаем, но сейчас наладили эту работу», – поделился Рязанцев.«Эти меры должны позволить нашим предприятиям сформировать долгосрочный спрос на свою продукцию, а также нарастить мощности для его удовлетворения и создать необходимые технологии», – подытожил замминистра.

Среди мер государственной поддержки стоит также упомянуть различные субсидии или, к примеру, льготные займы, которые выдаёт на задачи диверсификации Фонд развития промышленности.

Председатель Промсвязьбанка Пётр Фрадков напомнил также о 582-м постановлении правительства, согласно которому системно значимые предприятия получают средства под 1,5 – 1,7 процента годовых. «Это хороший инструмент, и этим надо пользоваться», – обратился к присутствующим Фрадков, пояснив, что по этой программе предприятия ОПК смогут получить около 50 млрд рублей.

Резюмируя, Юрий Борисов подчеркнул, что государство старается обеспечить оборонщикам комфортный уровень долговой нагрузки, наличие «длинных дешёвых денег», которые должны помочь в освоении новых ниш, и явные преференции при сбыте продукции в рамках закупок государственных компаний и корпораций.«Задача чиновников – создать для вас условия, – обратился вице-премьер к представителям оборонки. – Ваша задача – воспользоваться этими условиями, создать конкурентоспособную продукцию и занять ниши, на которые вы претендуете».

Оборонка: меняем ментальность

«Ничего не бывает «за так». Чтобы освоить новые для себя рынки, надо серьёзно поработать», – обрисовал масштаб стоящей перед предприятиями ОПК задачи Юрий Борисов.

Сложность состоит ещё и в том, что, как отметил глава Росатома Алексей Лихачёв, выпуск гражданской продукции – «ментально совершенно другая работа, нежели выполнение государственного оборонного заказа».

Чтобы понять, в какой точке пути к гражданским рынкам находятся сейчас оборонные предприятия, Промсвязьбанк совместно с компанией «Иннопрактика» проводит анкетирование всех оборонных предприятий из списка Минпромторга. Пока обработано около трети анкет, однако уже по этим данным можно судить о наличии нескольких системных тенденций.В частности, 83 процента компаний выразили сожаление, что меры господдержки не распространяются на производимую ими продукцию. Иными словами, то ли меры поддержки сформированы какие-то неправильные, то ли оборонщики не понимают, как ими пользоваться.

Большинство компаний не понимают, как сбывать продукцию гражданского назначения, которую они могли бы производить. При этом более 70 процентов компаний не знают, как привлечь инвестиции, и поэтому уверены, что им придётся вкладывать в диверсификационные проекты свои собственные средства, то есть выручку и авансы.

И самое интересное: более чем у 55 процентов компаний в структуре до сих пор нет выделенного ответственного за решение задач диверсификации. По мнению Петра Фрадкова, это говорит о том, что предприятия пока не до конца осознали масштаб задачи. «Начальник управления или директор департамента – это не тот уровень лоббизма, – убеждён глава ПСБ. – Этим надо заниматься постоянно, не совмещая работу по диверсификации с чем-то ещё».

Между тем спрос на продукцию, которую могут выпускать отечественные оборонные предприятия, поистине неисчерпаем. И речь идёт, разумеется, не о кастрюлях, как в 1990-е, а о высокотехнологичной продукции.

Замминистра энергетики Павел Сорокин продемонстрировал залу шайбу из немагнитной стали, выполненную компанией «Русполимет» по составленному предприятиями ТЭК техническому заданию. По словам Сорокина, тонна стали с такими характеристиками стоит около 10 тысяч долларов, а ежегодный спрос на неё только в России составляет около 400 тонн. Поскольку в ОПК немагнитная сталь используется в кораблестроении, по мнению чиновника, добиться необходимых нефтегазовой отрасли характеристик не составит особого труда. И это лишь один пример. Перечень необходимых отрасли деталей, материалов и компонентов исчисляется тысячами.

«Не надо страдать гигантоманией и пытаться с нуля строить нефтеперерабатывающие заводы, – посоветовал присутствующим  Сорокин. – Нужно лишь определить, какие компоненты и детали нужны отрасли, и понять, какие из ниш можно занять». Чтобы ускорить сближение оборонщиков с энергетиками, Минэнерго регулярно устраивает выезды главных инженеров и их заместителей с предприятий ОПК на предприятия ТЭК. После каждой из таких встреч у представителей оборонки появляются если не контракты, то соглашения о намерениях.

А чтобы помочь предприятиям изменить ментальность и начать мыслить в парадигме движения на гражданские рынки, глава Росатома Алексей Лихачёв предлагает снять с них часть ответственности за решение маркетинговых задач, подготовку производства и так далее. В Росатоме этим занимается специальное подразделение-интегратор.«Государственная корпорация или отраслевой контур в рамках Минпромторга должен переходить от методической роли к сервисной, – считает глава Росатома. – Необходимо брать ответственность на себя, помогать предприятиям входить в новые рынки и преодолевать сложности первого этапа работы».

Вопрос не только в квотах

Между тем, сейчас подсчитывается, какие отечественные производственные мощности на какие квоты могут рассчитывать. «Размер квот будет определен с учетом возможностей наших предприятий», — поясняет представитель Минпромторга РФ. Например, квота на закупки госзаказчиками и госкомпаниями отечественной продукции радиоэлектронного комплекса ориентировочно будет установлена на уровне не ниже 45%, По другим направлениям окончательные цифры ожидаются не позднее октября.

«Эти меры позволят нашим предприятиям сформировать долгосрочный спрос и, где необходимо, нарастить мощности», — резюмирует Олег Рязанцев.

Правда, законодательная поддержка процессов диверсификации не ограничивается поправками в 44-ФЗ и 123-ФЗ.

Следующей, важной новацией, по словам Олега Рязанцева, стал запуск мониторинга закупок отечественной продукции, совместно проводимый Минфином и Казначейством. «Теперь можно последовательно проверить путь товара – откуда он пришел, какие взаимодействия при этом происходили», — поясняет замминистра. То есть масштабные денежные вливания в отрасли будут подкрепляться кропотливым учетом.

Кстати, объективней представить общую картину текущей готовности оборонной промышленности к диверсификации помогают результаты совместного исследования «Промсвязьбанка» и института развития «Иннопрактика». Аналитики изучили «диверсификационный» опыт 350 российских предприятий. В итоге появились любопытные цифры.

Выяснилось, что 83% организаций нуждаются в расширении мер господдержки на производимую ними продукцию. Привлекают инвестиции на выпуск продукции гражданского назначения (ПГН) на рыночных условиях лишь 8% организаций. Но 72% испытывают дефицит средств на инвестиции в производство ПГН, а у 55% организаций ОПК лицо, ответственное за диверсификацию, не выше уровня директора департамента. Иначе говоря, на более чем половине предприятий к вопросам диверсификации руководство еще не относится достаточно серьезно.

«Мы, чиновники, должны ощущать, чем дышит промышленность, чтобы можно было вовремя точечно помогать, – заявил Юрий Борисов, завершая заседание, – я хотел бы напитаться результатами вашей работы, чтобы вместе двигаться дальше». Что ж, двигаться явно есть куда. За пластом решённых вопросов, связанных с диверсификацией, оказалась масса новых задач, не менее важных.

ОАО КЭМЗ-Лидер отрасли в освоении производства гражданской продукции.

 В последние годы одной из основных стратегических целей ОАО «КЭМЗ» является  освоение  выпуска новых видов гражданской продукции с проведением локализации  производства  уже освоенных изделий. Весомую долю среди продукции гражданского назначения, выпускаемой предприятием, занимает дорожно-строительная техника и гидравлика. С 2016 года предприятие вышло на новый рынок-рынок сельскохозяйственной и дорожной техники и уже добилось весомых результатов. Другое направление-производство высокопроизводительного технологического оборудования, которое в настоящее время поставляется на машиностроительные заводы страны.

Пролистать наверх